Меню

День золотой осени

К. Аламанов

«Вечерний Фрунзе», 28 декабря 1979 г.

«День золотой осени» - так первоначально назвали свой фильм его авторы Мар Байджиев и Толомуш Океев. Тему картины (человек и его дело) решено раскрыть через хронику одного из жизни современного тележурналиста, репортера телевидения.На съемочной площадке оживленно. Приступили к делу гримеры и осветители, ассистенты и реквизиторы. Вспыхнули софиты. Режиссер Т. Океев, оператор К. Кыдыралиев, художник-постановщик А. Макаров, отойдя поодаль, обсуждают будущий кадр. Сегодняшний эпизод - чисто документальная съемка. Да, да, не удивляйтесь! В художественной картине будут присутствовать многие документальные эпизоды. Так, например, запланированы интервью с писателями Аалы Токомбаевым и Тугельбаем Сыдыкбековым. А сейчас снимается интервью с известным хирургом М. Мамакеевым. Сложность заключается в том, чтобы эпизод был зафиксирован без дублей, правдиво, естественно.

Главный герой будущего фильма Марат Эрматов (играет его Досхан Жолжаксынов) вместе со своим коллегой оператором (исполнитель этой роли Ш. Алыкулов - сам по профессии кинооператор) репетируют. Профессор и режиссер уточняют детали съемки, и вот перед камерой оператора Кыдыралиева оказываются действующие лица эпизода.

...Только что закончилась трудная операция у профессора, его взволнованно встречают родные и родственники больного. Вопросы, слова благодарности, цветы и... профессор в «плену» героя фильма. Идет диалог врача и репортера.

- Стоп, еще разок! - просит режиссер.

Т. Океев еще раз говорит с профессором, затем актеру Жолжаксынову объясняет нюансы эпизода. В первый раз чересчур уж были размашистыми жесты, подозрительно легки переходы от улыбки к сосредоточенности.

- Внимание, мотор!...

Пока шли съемки, на площадке появился автор сценария, и я прошу рассказать его о будущем фильме.

- Мой сценарий - о современности. Герой фильма- человек лет сорока-сорока пяти. Он берёт интервью у людей разных специальностей. И эти встречи, эта форма общения, дают ему возможность проанализировать те чувства, которыми живет человек, узнать, как он смотрит на окружающий мир, что думает о таких проблемах, как любовь, семья, честь, работа - эти морально-эстетическне вопросы и составляют сюжет.

- Это не первая картина, которую снимают по вашему сценарию?

- Да. Это третий фильм, который ставится по моим произведениям. «Чужое счастье» и «Ливень» сняты на «Узбекфильме», киноповесть «Золотая осень» экранизирует Толомуш Океев

...Закончена съемка эпизода. Затухли огни софитов и дигов. Режиссер благодарит всех участников съемки, и теперь маленькое интервью с ним.

- Толомуш Океевич, кто занят в фильме?

- В фильме «День золотой осени» снимаются молодые актеры, зрители их не знают. Но действующих лиц в картине много, примут участие и известные артисты. В фильме заняты Дж. Сейдахматова, С. Джумадылов и другие.

- Год идет к завершению, каким он был для вас?

- Я думаю, что счастливым. Это год 60-летия советского кинематографа. И я в составе творческой делегации Союза кинематографистов побывал в Польше, где был организован ретроспективный показ советских фильмов, посвященных этой славной дате. В программе советских фильмов были и мои картины. Мы встречались с рабочими силезских предпри¬ятий, со студентами, школьниками. И мне очень приятно, что я удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Польской Народной Республики». В течение года был занят работой над фильмом «День золотой осени». Для режиссера снимать картину, заниматься любимым делом - это счастье!

(Фильм вышел под названием «Золотая осень»)

Вернуться наверх