Меню

О "Красном яблоке" Толомуша Океева

В. Михалкович

Толомуш Океев. Творческий портрет. – М. – 1989 год. – с. 16-17.

В "Красном яблоке" героя ленты, живописца Темира, постоянно преследует видение прекрасной девушки. В юности, только отслужив в армии и поступив учиться, Темир случайно видит ее и бро¬дит за ней как тень, любуется издали, но когда пробует познакомиться, выясняется, что у девушки уже есть возлюбленный, с которым она и уходит, а расстроенный Темир молча стоит на городском тро¬туаре. С тех пор прошло много лет; Темир женат, естественно, не на прекрасной незнакомке; его доче¬ри Анаре лет восемь-десять; но образ той давней девушки снова и снова возникает в его воображении. По существу, для Темира она стала символом - бесконечно привлекательным и бесплотным. Символичность девушки признает и сам герой картины. В одной из сцен-ретроспекций Темир в читальном зале издалека наблюдает за незнакомкой и обращается к ней с "внутренней", безмолвной речью. В армии Темир был подводником на Тихом океане, потому говорит во внутреннем монологе: "Я думал о вас на дне морском. Я придумал вас, чтобы мне легче было служить". Прекрасная незнаком¬ка сначала возникла в мечтах юноши, затем видение перевоплотилось в конкретную девушку, но когда девушка эта ушла из жизни героя, видение осталось и не покидает его воображение. Тем самым видение знаменует собою то светлое и прекрасное, к чему тянется душа художника - тянулась в юности и тянется теперь.

Темир мечется между бесплотным символом и своей женой Сабирой. Та ревнует мужа, упрекает его в привязанности к ирреальному виде¬нию и холодности к ней — земной женщине из плоти и крови. Семейный конфликт разрешается пара¬доксальным образом. Сабира служит на республиканском телевидении; она - популярная ведущая многих передач. Ревность к символу побуждает ее перейти на областную телестудию в Ош. Теперь и муж, и дочь видят Сабиру только на экране домашнего приемника - сама она становится таким же видением, как и девушка-символ, к которой ревновала. И, кажется, будто жизнь Темира течет так, что вокруг него роятся символы, постепенно и неуклонно множась.

Кроме двух упомянутых в картине есть еще один символ - заглавное яблоко. Приехав в студен¬ческие годы с однокурсниками за город на этюды, Темир нашел в опустевшем осеннем саду скрытое в листве великолепное, душистое яблоко - сборщики урожая его не заметили. Согласно известным Темиру поверьям, находка такого яблока сулит счастье. Яблоко - творение природы; она и мыслится в фильме источником счастья. Воплощение счастья юный Темир подарил прекрасной незнакомке, но та ушла с подарком к другому. Потом во внутреннем монологе не студента, а "теперешнего" Темира звучат слова, что счастья он так и не изведал. Однако история с яблоком повторяется. Художник снова пишет этюды за городом, но прекрасное одинокое яблоко находит в ветвях не он, а дочь. По дороге домой она говорит, что оставила яблоко для мамы, и Темир предлагает: "Хочешь, мы скажем маме, что вместе нашли яблоко?"

Дарение яблока в фильме есть операция символическая. Когда его отдадут Сабире, это произой¬дет уже за рамками сюжета, то яблоко будет олицетворять чувства привязанности и любви к той, что для близких стала видением на экране телевизора. Чтобы получить символ их чувств, Сабира долж¬на приехать к дочери и мужу, то есть материализоваться, покинуть мир видений. Именно творение природы способно совершить это чудо, а тем самым - вернуть счастье в семью Темира.

"Психологический документализм" этой ленты не сводится к точной фиксации личных эмоций героя, хотя источников их и побудительных причин у Темира предостаточно. Тут и прекрасная незна¬комка, и сложные взаимоотношения с женой, и дочь, требующая заботы, но документируются в фильме не только и не столько эти, чисто личные переживания. Вместе с ними документируются в фильме и некие всеобщие, типологические состояния. Они свойственны как раз человеку городскому. Окру¬жающий его мир наполнен символами. Иными словами, городской житель связан с гораздо большим коли¬чеством людей, нежели сельский. Но с окружением своим горожанин соотнесен опосредованно - через вещи, бумаги, слова, напечатанные на газетном листе или звучащие в эфире. Эти вещи, слова, бумаги служат практическим целям, но вместе с тем нечто сообщают и о людях, которые все это создали или произнесли, то есть они означают своих создателей, потому и витают, множась, разнообразясь, символы вокруг горожанина. Такое его бытие и запечатлено в фильме Океева. Природа для живописца Темира — уже не среда жизнедеятельности, а поставщик сюжетов, которые фиксируются в этюдах; Темир не пребывает внутри природного мира, а наблюдает его извне, копя на холстах его обрывки, его отражения. Так же и самые близкие люди превращаются для него в отражения - видением становится прекрасная незнакомка и жена присутствует в доме лишь как видение на стек¬лянной поверхности кинескопа.

Вернуться наверх