Меню

Баллада о Лютом

В. Фомин

«Советский экран»

(Репортаж со съемок)


Тихим весенним утром двое всадников наткнулись в лесу на волчье логово. Один из них, пастух Ахангул, высокий, плечистый мужчина, спрыгнул с лошади, соорудил петлю и ловко вытащил из норы шесть волчат. Пятерых из них он тут же убил тяжелой сучковатой дубиной, шестого не успел. Маленький племянник Ахангула Курмаш, который приехал сюда в лес вместе с дядей, не выдержал зрелища жестокой расправы и расплакался. Мальчик упросил Ахангула не убивать последнего волчонка и забрал его домой.

Спасенного волчонка окрестили Серым Лютым. Он долго жил в горном ауле, в юрте Курмаша, и мальчик привязался к новому другу всей душой. Он отдавал волчонку свою пищу, ревниво оберегал его от проказ деревенских мальчишек, защищал от злых соседских собак, а однажды, когда Серый Лютый напроказничал, Курмаш мужественно принял удары дядиной камчи, предназначавшиеся волчонку, на себя. Мальчик мечтал, что когда Серый Лютый вырастет, он станет его настоящим другом и будет защищать его. Так трогательно, поэтично, даже чуть сентиментально начинается эта история, А завершится она совсем ина¬че: Курмашу так и не удастся приручить волка - жестокая реальность перечеркнет красивую мечту мальчика...

Обо всем этом расскажет фильм «Лютый», который ставит на студии «Казахфильм» по сценарию А. Михалкова-Кончаловского и Э. Тропинина режиссер Т. Океев. Основой сценария послужила повесть М. Ауэзова «Серый Лютый».

Съемочная площадка «Лютого» выглядит необычно. На ней сейчас нет актеров. 3ато собраны едва ли не все представители местного животного царства: волки, горные орлы - беркуты, лисицы, верблюды, лошади, ишаки, овцы, собаки - целый зоопарк! Уж не собрался ли Толомуш Океев, автор социальных и философских картин, снять на этот раз фильм ил «жизни животных»?

Говорит Т. Океев:

- В нашей картине действительно много места отведено эпизодам с участием животных. Но я меньше всего собираюсь делать «зоологический» фильм. Картины природы, наблюдения за повадками животиых и, наконец, сама история о том, «как волк воспитывался среди людей, а потом все-таки ушел от них, предпочтя сытой и безбедной жизни в хозяйской конуре голодную и опасную жизнь свободе, - это всего лишь материал, на котором мы хотели бы коснуться извечной проблемы бытия - проблемы добра и зла.

К сожалению, жестокие законы звериного царства процветают не только в лесу. Порой они весьма драматично заявляют о себе и в отношениях между людьми. И парадокс состоит в том, что люди иногда показывают примеры такой жестокости, перед которой бледнеют трагедии звериного царства. Мало того, под эти случаи порой подводится этакая «глубинная» философия, оправдывающая любые поступки. Против подобной философии мы и выступаем в «Сером Лютом». Главный герой нашего фильма, действие которого разворачивается еще в дореволюционные времена, мальчик Курмаш, рано лишился родителей. Пастух Ахангул, дядя нашего маленького героя, сознательно и целеустремленно воспитывает Курмаша в духе самой настоящей волчьей философии: «В жизни побеждает тот, кто сильна, злее и беспощаднее других». Ахангул хлебнул в жизни немало горя, он уже не верит в силу добра и поклоняется только злу. Он намеренно жестоко обращается со своим племянником, то и дело беспощадно избивая его и стараясь ожесточить душу маленького мальчика. «Если он не станет сильным и твердым, ему в этом мире быстро отвернут башку.

Лучше уж пусть ненавидит меня одного, чем потом весь мир, который ему скоро покажется волчьим логовом»,- говорит Ахангул.

Пастух Ахангул не злодей от рождения. Его ожесточила жизнь, в которой он ничего не знал; кроме голода, нищеты и страданий. И по опыту своей жизни он, может быть, и прав, когда: учит ребенка жить по законам волчьего логова. Но правда Ахангула - маленькая правда; Большая же и настоящая правда жизни состоит в том, что мир все-таки держится на доброте. На любви. На человеческом сочувствии и дружеской поддержке Конечно, нельзя быть всегда по-детски добрым, особенно тогда, когда на тебя наступает зло. Но и абсолютное бесконечное зло, может породить только зло, причем еще более страшное, чем зло первоначальное. Так оно в конце концов и происходит. Ахангул не только воспитывает из племянника волка, Он мешает мальчику воспитывать Лютого, невольно разрушая их дружбу. И Лютый уходит от людей. Курмаш тоже убегает из дома дяди и, как звереныш, долго живет один, скрываясь в горах. А когда в финале он снова встречается с Серымм Лютым, то волк уже бросается на мальчика и мертвой хваткой вонзается ему в горло. Семена зла, посеянные Ахангулом, дали свои зловещие всходы...

Быть может, эта история покажется кому-то слишком жестокой. Но я принципиальный противник тех успокоительных таблеток, которые мы зачастую так сердобольно подсовываем зрителю с экрана, стесняясь резких красок и драматичных ситуаций. Конечно, и в нашем фильме будет много «мажора» - светлых, поэтичных эпизодов, красивых пейзажей, всевозможных трогательных подробностей и т. д. И просто грех было бы, снимая здесь, на Иссык-Куле, не заметить эти удивительно живописные места - горы, леса, долины, реки. Но все это не должно заслонить в фильме главное - тот серьезный нравственный урок, который мы обязаны преподнести зрителю на примере рассказанной истории. Да, конечно, эта история весьма сурова. Но я считаю, что кино - это не диетическая столовая, где главное блюдо - манная каша, ана столах так много всякой преснятины и так мало соли и перца. И если уж мы беремся угощать зрителя чем-то сладким, то не надо бояться давать ему и острые приправы. Иначе как поймешь, что такое сладость, если не раскусишь сначала, что такое горечь?

Я убежден, что только до предела доведенный контраст между тем, что любит и ненави¬дит художник, острейшее столкновение самого возвышенного и прекрасного в жизни с ужасным и безобразным рождают произведения, которые способны искренне и глубоко взволновать зрителя, и следовательно, чему-то научить его. С этими убеждениями я снимал свои предыдущие фильмы. Не отрекаюсь от них и теперь.

В фильме участвуют Суйменкул Чокморов (Ахангул), Карагамбай Сатаев (Хасен), Алиман Джангорозова (бабушка Курмаша) и Нуржаман ; Ихтимбаев (бай Исмаилбек). Роль Курмаша исполняет ученик четвертого класса Камбар Валиев. Это уже вторая его роль в кино (впервые он снялся в телевизионном фильме «Чок и Шер»). Снимает фильм оператор К. Кыдыралиев. Художник В. Леднев.

Вернуться наверх