Меню

А. Джакыпбеков – Советский экран

А. Джакыпбеков

М. – Советский экран. – 1968 г. - №18.

Нет ничего вечного... Это очень горькая истина. И в то же время радостная. Но об этом после. Сперва о том, как бывает грустно, когда теряешь что-то очень дорогое, которое ты считал вечным.

Для Бакая, старого табунщика (героя фильма Т. Океева «Небо нашего дет¬ства»), было до боли сердца грустно, когда он навсегда прощался со своим ста¬рым пастбищем, с горами, с природой. Он ведь всегда считал все это вечным, и вот теперь, на склоне его лет, все ломалось... Через его пастбище должна прой¬ти автострада, которая ведет в туннель, строящийся в туловище вечных гор. И Бакай вынужден оставить свое, привычное с молодых лет, пастбище, он вы¬нужден навсегда попрощаться с молодостью!

Скрывая скупые слезы, он перегоняет стадо на новое место. Как умный чело¬век, Бакай сознает, что так и должно быть, но к сердцу его подступает горечь всякий раз, когда он пытается представить себе, как будут завтра выглядеть эти девственные горы, никогда не слышавшие рева моторов, и это зеленое уро¬чище, не знавшее запаха бензина...

Бакаю был привычен старый уклад жизни. Старику хотелось бы, чтобы его дети жили вместе с ним. Но дети потянулись в город, разъехались кто куда. Го¬ворят, им неинтересно, скучно жить вот так, без движения, без борьбы, без но¬востей, без стремления к чему-то. Он, проживший десятилетия по-старому, внут¬ренне не может принять новый образ жизни. Он человек другого времени. А здесь наступает прогресс. Прогресс нарушил вечный покой гор, потревожил идиллический покой Бакая.

Но ведь прогресс приносит с собой новую жизнь, поднимает людей на более высокую ступень развития! И детей Бакая манит радость борьбы, они не оста¬нутся у отца, не будут топтаться на одном месте.

И как все-таки это хорошо, что в природе и обществе нет ничего вечного, они всегда обновляются!

Эта мысль и есть лейтмотив фильма. Его авторы легко могли увлечься этно-графичностью, погнаться за экзотикой. Отрадно, что они успешно миновали эти опасности и проявили чувство меры.

Значительны и актерские успехи. Большое драматическое дарование проявил М. Рыскулов, исполняющий роль Баиая. Обаятельна Урум, которую играет А. Жангорозова.

Так еще раз подтвердилась старая истина искусства: где мысль весома и глубока, там не может быть фальши.

Вернуться наверх