Меню

Любимая тема

Г. Толомушова

«Кинофорум». – №1, 2002 г.

В 1964 году мечтательный и амбициозный Толомуш Океев поступает на открывшиеся Высшие режиссерские и сценарные курсы при Госкино СССР. Его педагогами были Л.З. Трауберг и Ю.Я. Райзман. Лекции читали классики советского кино – М.И. Ромм, Г.Н. Чухрай… Своими сокурсниками Океев гордился, все они получили признание в мировом кинематографе: Карен Геворкян, Глеб Панфилов, Александр Аскольдов, Василий Ливанов... После первого года учебы, вместо полагающегося постановочного этюда в мастерской, Толомуш Океевич решил снять короткометражный фильм «Это лошади» на родине. Уже было задумано «Небо нашего детства», и Окееву нужно было попробовать себя в качестве режиссера: хорошо зная все технологические нюансы кинопроизводства, он нуждался в дополнительной практике, как на съемочной площадке, так и в монтажной. Картина «Это лошади» (1965г.) сразу была отмечена на фестивале среднеазиатского кино в Ашхабаде и приобретена многими странами. Ее мощь, глубина и мудрость вновь и вновь изумляют коллег: многие кыргызские режиссеры пробовали и продолжают пробовать сотворить свое «Это лошади», но безуспешно. Они имеют в виду только сам девятиминутный фильм, а Океев вкладывал в собственный дебют всю будущую жизнь в кино. Недаром он писал: «Начинать в искусстве нужно со своей любимой темы, отдать первому шагу максимум сил и чувств, чтобы он стал фундаментом для всего, что создашь в будущем…»

Невероятная, кажущаяся мистикой, явственная, а оттого реальная, линейная связь между всеми фильмами Толомуша Океева в момент ее осознания поражает, потому как ее, этой связи не должно быть: в основе его картин либо известные литературные произведения, либо оригинальные сценарии разных авторов.

Вернуться наверх