Меню

Режиссер представляет фильм

Толомуш Океев. – «Советский экран».

Мое поколение, родившееся до войны, видело горе и разруху, испытывало голод и холод. Теперь все это безвозвратно ушло в прошлое. Наше общество достигло невероятного прежде материального благополучия. Но это не значит, что теперь у нас нет проблем – просто они стали другими. И одна из самых сложных – проблема культуры потребления. Оказалось, что нужно уметь не только производить, но и расходовать, что обжорство убивает, как и голод...

Я говорю о пьянстве. По каждому поводу и вовсе без повода – пышный той с обильными возлияниями. Иные пьют просто так, не создавая торжественной обстановки, каждый день, с утра до ночи. Алкоголизм приносит несчастье семье, вред государству. Я часто вижу слезы женщин и детей, вижу, как физически и духовно гибнут люди.

Все это и побудило меня снять картину «Улан». Мне хочется анатомировать это опасное явление, вынести его на экран со всей его неприглядностью сказать людям горькую правду. О пьяницах и раньше создавались художественные фильмы, но не в укор их авторам, ленты эти были чрезмерно благодушны, они иронизировали над алкоголиками, посмеивались, тогда как здесь нужны куда более суровые и сильные средства. Выпущенного из бутылки джинна улыбками назад не загонишь.

Сказанное, однако, не означает, что я мрачно смотрю в будущее, что не верю в мудрость и волю человека, сумевшего победить и более страшных врагов. Вот почему финал фильма оптимистический. Мы считали необходимым оставить надежду на излечение даже тяжелым алкоголикам. Но, конечно, не им адресована наша работа. Мы хотели, чтобы жены привели в кино мужей, матери – сыновей, сестры – братьев, тех, кто рискует, если не остановиться вовремя, скатиться в пропасть, подобной той, в которой оказался герой фильма Азат.

Для меня необыкновенно ценно то, что моими истинными единомышленниками стали исполнитель этой роли Суйменкул Чокморов и Наталья Аринбасарова, сыгравшая Гульсару, жену Азата, и актеры Вацлав Дворжецкий, Арсен Умуралиев, Джамал Сейдакматова, занятые в картине, и мой соавтор по сценарию Эдуард Тропинин, и оператор Кадыржан Кыдыралиев, с которым мы дружим еще со школы, и все без исключения остальные члены съемочной группы.

Словом «улан» кыргызы называют штормовой ветер, временами дующий на Иссык-Куль, ураган, сметающий, опрокидывающий, уносящий все, что только может, вызывающий на сравнительно небольшом зеркале этого горного озера волнение в девять баллов. «Улан» свиреп, но человек научился противостоять ему… Думаю, теперь понятно, почему мы именно так назвали картину.

Вернуться наверх