Меню

Песнь о красоте

Эльга Лындина

«У каждого художника есть своя песня»,- слова, прозвучавшие в новом фильме Толомуша Океева «Миражи любви», кажутся собственным его признанием - признанием мастера, который, вглядываясь в пройденный путь, стремится осознать, что же стало его главной идеей, тем духовным посылом, которым он жил в искусстве, песней, что прозвенела в каждой его картине?..

Он снимал круговерть сегодняшних городов и обращался к прошлому, отделенному от нас десятками столетий. В его картинах степи дышали горьким запахом трав и молчали древние горы. Но неизменно за всем этим, за сложной и бурной жизнью его героев вставала тревога создателя картины, его боль, его обращение к нам. Океев говорил о разрушенных связях человека и природы, его породившей, и потому о нарастающей дисгармонии в окружающем мире.

Новый фильм режиссера удивительно красив. Эта красота рождена вольными просторами голубого Иссык-Куля, бескрайними степями и грядами суровых каменистых гор - действие картины начинается и заканчивается на родной земле Океева, в Киргизии. Здесь поселил режиссер свою героиню, прекрасную танцовщицу Алтынбюбю. Здесь выросла она, мечтала жить, любить, быть счастливой. Легенда о любви - такой поначалу кажется эта поэтическая лента. Но по мере развития сюжета возникают новые мотивы, они развиваются, переплетаются с другими, и картина обретает мощное полифоническое звучание. Любовь - это и мечта, и долг человека перед самим собой, и честь его, и свобода. А коль скоро речь идет о художнике, то и о назначении таланта, его умении пронести свой дар чистым, не оскверненным житейской суетой и корыстью.

Недобрые и алчные, они хотят овладеть красотой. Попадает в плен танцовщица Алтынбюбю - она продана в жены именитому и богатому гончару. И нет дела новому ее хозяину, что душа женщины исполнена тоски о покинутой родной земле, об отчем доме, о близких. На шее Алтынбюбю отныне поблескивает золотая цепь - страшный знак ее плена. Но можно ли покорить красоту, можно ли добиться любви, если орудие твое - цепь для любимой?..

Кадры фильма напоминают строки древнего сказания, в них словно оживает поэзия Хафиза, Саади, Низами. И героиня картины напоминает сказочную птицу, которая об одном лишь мечтает - вспорхнуть и умчаться ввысь.

Алтынбюбю родит сына, но бросит ребенка и убежит в родные степи, к великому озеру: птица улетит, оставив птенца. Мальчик унаследует талант отца и любовь матери к свободе. Мани - таково его имя - вырастет чудесным художником; дворцы, которые изваяны им из глины, покажутся людям сказочной обителью. Ему всего двенадцать лет, но слава его перешагнет порог родного города. Руки Мани вдохновенно трудятся, его мысль неутомима, в творчестве ищет Мани красоту и силу.

Но, как когда-то красота матери стала добычей алчных, так и талант Мани становится жертвой завистников. Они обрекают его на муку, которая, может быть, страшнее самой смерти: рука Майи раздавлена арбой, правая его рука!.. Как жить художнику, лишенному возможности творить? Как смириться с этой болью? Как продолжать свой путь? Так Океев приходит к дорогим для него раздумьям о судьбе художника, о гармоническом единении художника с природой, с землей, его взрастившей.

Именно с этих позиций Океев когда-то прочитал рассказ Чингиза Айтматова «Красное яблоко», с этих позиций стремится решить загадку Мани, великого художника, сумевшего заставить свою левую руку работать так же, как когда-то трудилась правая. На экране возникает сказочная прелесть древних азиатских дорог, старинный Дамаск, его дома, улицы, рынок, шумный и многоцветный. Окееву равно важна и подлинность фактуры (он снимал эти эпизоды в Сирии), я романтическая красота этих мест, которая вторит настроениям героев, объединяя мир реальный с миром высокой поэзии.

Встретился ли Мани со своей матерью? Была ли ею таинственная красавица, которую он встретил на берегу Иссык-Куля, проделав долгий и трудный путь Дамаска? Или все это только мираж, рожденный воображением художника? Не станем доискиваться ответа. Пусть фантазия каждого из нас завершит по-своему эту печальную историю о поисках красоты и гармонии, о чем Толомуш Океев сумел рассказать страстно и сильно.

Вернуться наверх