Меню

Пути назад нет

На конференции, проведенной редакционным советом нашего журнала 5 - 7 мая с. г. в конференц-зале гостиницы «Буюк Тарабья» в Стамбуле, была подготовлена почва, на которой могут произрасти и развиться самые добрые взаимоотношения между писателями, журналистами, работниками научной сферы и искусства - между представителями всей интеллигенции, проживающей и активно работающей в странах, расположенных на обширной территории Евразии. Нам удалось, воспользовавшись случаем, побеседовать с двумя из них. Один - киргизский кинорежиссер Толомуш Океев, рассказавший посредством кинематографа всему миру о своем народе и его национальных особенностях, и другой - турецкий кинорежиссер Халит Рафиг. Нам хотелось узнать, что думают лично они о перспективах развития начатого нами д и а л о г а на пространство Евразии, и рассказать о содержании нашей беседы вам.

Халит Рафиг и Толомуш Океев - не только коллеги, но и давние друзья, оба у себя на родине принимают активное участие в общественно-политической и культурной жизни своих народов.

Полагаем, что, ознакомясь с содержанием их беседы, вы получите то же удовольствие, что и мы.

Читать дальше

Кинорежиссер Толомуш Океев...

Кинорежиссер Толомуш Океев сейчас сам попал в кадр. Московские коллеги снимают о нем документальную ленту на телеканале “Культура”. Россияне подгадали к дате: 11 сентября 2000 г. мастеру исполнилось 65 лет.

Океев - автор 20 фильмов, художественных и документальных. Они — часть того кино, которое в мире называли “кыргызским чудом”. Почти все увенчаны призами престижных фестивалей. Начиная с дебюта - режиссерского и сценарного - в игровой картине “Небо нашего детства”. Теперь это - классика. Его “Лютый” по анкете крупнейших критиков мира вошел в номинацию “Оскара” вместе с шедеврами его любимого Феллини и Куросавы... Оба эти творения Океева московские критики включили в “золотую сотню” лучших советских и российских фильмов - за целый век истории кино!

Сейчас мэтр, более шести лет проработавший послом КР в Турции, живет в Анкаре и представляет Кыргызстан в ТЮРКСОЙ (организация, курирующая образование, науку и культуру стран тюркского мира). Корреспондент “ВБ” встретился с дочерью Океева, Азизой, недавно побывавшей у него в гостях. В нашу беседу вкраплены высказывания режиссера о своей сегодняшней жизни, которые моя собеседница привезла с собой.

Читать дальше

Если будешь запуганным, то тебя съедят, молва пойдет, что ты «бедный родственник».

Султанбек Джумагулов: Толомуш ага, Вы в течение нескольких лет обитаете за границей, но народ о Вас помнит. Как бы не было, Вы кипели в горне кыргызской жизни, являетесь художником, нарисовавшим истинный характер, душу нации, сыном, имеющим веское слово. Говорят, что если смотреть со стороны, то точнее видится, вообще, свобода, выпавшая на голову нашего народа, рыночная судьба подарить ли нам счастье или распродав богом данное все наследие, в конце концов останемся охотящимся на кийиков в скалистых горах?

Толомуш Океев: Голова кругом идет от нынешнего состояния мира. Повсюду скандалы, катастрофы. Ожидая наступающего потопа, сидишь пораженный. Не знаешь чему верить, а чему нет. Только взываешь к богу, нет другого выхода из положения. Вообще интересна судьба кыргыза, 70 лет поили марксизмом, но не вышел чистый коммунист, не очень-то придерживались корана, особо выглядит и рынок... одним словом, как сирота, не знает к кому прильнут, находится в растерянности поиска опоры. Самое худшее: не может всерьез удариться за одной целью. Будущее вырисовывается смутно. В годы войны был подростком, и вши напали, и голод уморил. Но у народа была решимость, поэтому не вымерли. Потому что верили Победе, Сталину, коммунизму. Сейчас не определены в груди надежда, в голове - цель. Поэтому хотя ты сыт, одет и обут, но сердце не на месте и неспокойно.

Читать дальше

Он между нами жил.

Московский год Толомуша - 2001-й

Весть о кончине ударила как гром среди ясного неба, пронзила... Судьбе было угодно сделать так, что Толомуш Океевич Океев, этот редкостный Кинематографист-Мастер и уникальный человек, был особенно близок нам, его коллегам-москвичам, именно в 2001-м году. В году, до конца которого ему не удалось дожить всего лишь чуть более двух коротеньких недель. В году, когда и по своим творческим планам и словно бы по тайному предчувствию разлуки, Толомуш часто бывал в Москве. Для нас, его друзей, это был своего рода "год Толомуша Океева".

Ибо в апреле 2001-го года под грифом Конфедерации союзов кинематографистов в Центральном доме кино было отмечено его 65-летие. "Не круглая дата" - возражали одни, а другие - их было большинство - настаивали на юбилее. Потому что не календарное число, а душевная потребность сочиняла и назначала это скромное, но знаменательное празднование. Хотелось заново вспомнить то, - что именуют "вкладом" того или иного художника в избранное им искусство, конкретно - "вкладом Толомуша Океева" в сокровищницу нашего отечественного кино, которое, когда Толомуш в нем работал, называлось "советским", а теперь распалось на осколки, на разрозненные острова некогда могучего архипелага.

Читать дальше

Режиссер и посол Т. Океев (1935-2001)

Толомуш Океев был первым Послом Кыргызстана, направленного в Анкару в 1993г. Однако до назначения Послом его профессией и миром было кино. Толомуш Океев в 1958 году окончил Институт Киноинженеров в Ленинграде, в 1966 г. закончил Высшие режиссерские курсы при Госкино СССР в Москве. Толомуш Океев является автором таких картин как: «Небо нашего детства» (1966), «Поклонись огню» (1972), «Лютый» (по рассказу М. Ауэзова, 1973), «Красное Яблоко» (по рассказу Ч. Айтматова, 1975), «Улан» (1977), «Потомок белого барса» (1985), «Золотая осень» (1980), «Потомок белого барса» (1984), «Миражи любви» (1986), документальные фильмы: «Это лошади» (1965), «Боом» (1969), «Горное ожерелье» (1969), «Ловчие птицы» (1970), «Мурас» («Наследие», 1970), «Скульптор Ольга Мануйлова». Его имя весьма почиталось в советской кинематографии.

В фильме «Небо нашего детства» режиссер хотел рассказать о попытке идти в ногу со временем и о сохранении традиций; о чувстве безысходности и ностальгии. В этом фильме обрисовывается та степень человечности в отношениях между людьми, бывшая обычной до советского строя. Эта нейтральность очень не нравилась руководству Госкино. Фильм рассказывает об изменениях происходящих в горном селе, о новых дорогах, о молодежи, рвущейся в город и об отце, который не хотел, чтобы его сын покидал отчий дом в горах. (Детство Океева также пришлось на тот период, когда создавались колхозы, была Великая отечественная война и правил режим Сталина). Самым захватывающим моментом фильма можно назвать, наверное, тот, в котором отец, с любовью взрастивший и воспитавший орла, должен его отпустить на свободу. Но орлу так и не предстоит взлететь, потому что он забыл, как летать…. Строители, прокладывавшие дорогу, поймают затем этого орла и, умертвив его, наполняют чучело соломой, чтобы любоваться им как экспонатом.

Читать дальше

Вернуться наверх