Меню

Красное яблоко


Сцена из фильма, Темир на фоне холста

1975г. Производство киностудии «Кыргызфильм» имени Т. Океева, цв., 79 мин.
Режиссер-постановщик: Толомуш Океев
Авторы сценария: Ч. Айтматов, Т. Океев, Э. Лындина (по мотивам раннего рассказа Чингиза Айтматова «Красное яблоко»)
Оператор-постановщик: Константин Орозалиев
Художник-постановщик: Джамбул Джумабаев
Композитор: Шандор Калош
В фильме снимались: Суйменкул Чокморов, Гульсара Ажибекова, Таттыбюбю Турсунбаева, Арсен Умуралиев, Анара Макекадырова и др.

Награды и участие в Международных кинофестивалях:

А. Зоркий:

Образ, запечатленный в самом этом названии – «Красное яблоко», заставляет припомнить «целую гамму красного» - «Красный шар», «Красная пустыня», «Красная палатка»… - киноленты, в разные годы увиденные нами на экранах. И всякий раз уже в самой метафоре заглавия приоткрывались смысл произведения, волновавшие художников темы – разобщенности, «некоммуникабельности», людей или их единения, содружества. Что же стоит теперь за новым символом – круглым, красным, впитавшим в себя соки и зрелость земли, осенним яблоком, которое нашла маленькая девочка и решила подарить («на счастье») своей матери?

Далее...

А. Липков:

После жестокого драматизма борьбы в «Поклонись огню», после яростного утверждения добра и человечности в «Лютом», после философской эпичности «Неба нашего детства» - фильм камерный, тонкий, написанный почти акварельными мазками, построенный весь на полутонах чувств, настроений, тонких нюансов. Трудно поначалу узнать в «Красном яблоке» и Суйменкула Чокморова. Мы привыкли его видеть в ролях героических, требующих открытого темперамента, страсти, полных борьбы, динамики, действия. И вдруг на смену этим героям – человек, погруженный в себя, личные переживания, все конфликты которого, казалось бы, касаются сугубо его частной семейной жизни…

Далее...

В. Варжапетян:

...Я ждал Суйменкула Чокморова в его мастерской. На мольберте стоял большой холст; он назывался «Манасчи». Старый сказитель сидит, положив, на колени сильные руки. Рядом - огромный - беркут. А вокруг – стремительный сказочный мир: сшибаются грудью разноцветные кони, срываются в пропасть; грозные, горы; женщины, замершие в ожидании; пробитый стрелами щит. А над неистовым сказочным миром, под самой рамой - горячее солнце, словно разрубленное клинком. Картина была недописана. Ее закончил другой художник - Темир, которого Суйменкул Чокморов играет в фильме «Красное яблоко»…

Далее...

В. Михалкович:

В „Красном яблоке" героя ленты, живописца Темира, постоянно преследует видение прекрасной девушки. В юности, только отслужив в армии и поступив учиться, Темир случайно видит ее и бро¬дит за ней как тень, любуется издали, но когда пробует познакомиться, выясняется, что у девушки уже есть возлюбленный, с которым она и уходит, а расстроенный Темир молча стоит на городском тро¬туаре. С тех пор прошло много лет; Темир женат, естественно, не на прекрасной незнакомке; его доче¬ри Анаре лет восемь-десять; но образ той давней девушки снова и снова возникает в его воображении. По существу, для Темира она стала символом - бесконечно привлекательным и бесплотным…

Далее...

Е. Громов:

Перед нами картина, вторгающаяся в круг тем, к которому кино Киргизии пока приближалось крайне робко, чаще обращаясь к прошлому своего народа, к его истории, к конфликтам и быту, ушедшим навсегда. Авторы «Красного яблока» говорят о современности; более того, современный способ жить и чувствовать они во многом делают предметом своего фильма, с почти полемической настойчивостью акцентируя в своих героях черты сугубо сегодняшнего самосознания. И это, повторяю, само по себе чрезвычайно отрадно и важно. По словам режиссера, «Красное яблоко» — «это хроника нескольких дней одной маленькой семьи, рассказ о трудных человеческих контактах, о трудной любви»…

Далее...