Меню

Поклонись огню


Сцена из фильма Уркуя, убийство Уркуи

1972 г. Производство киностудии «Кыргызфильм» имени Т. Океева, ч/б., кашированный, 1 час 31 мин.
Режиссер-постановщик: Толомуш Океев
Авторы сценария: Н. Байтемиров, Г. Орлов, Т. Океев (по мотивам раннего рассказа Ч. Айтматова «Красное яблоко»)
Оператор-постановщик: Кадыржан Кыдыралиев
Художник-постановщик: Сагын Ишенов
Композитор: Таштан Эрматов
В фильме снимались: Таттыбюбю Турсунбаева, Муратбек Рыскулов, Суйменкул Чокморов, Сабира Кумушалиева, Искендер Рыскулов, Болот Бейшеналиев и др.

Фильм «Поклонись огню» («Уркуя») возвращает нас к началу 30-х годов в жаркую, беспокойную, раскаленную ожесточенной классовой борьбой пору коллективизации в деревне. В центре внимания авторов первая женщина-кыргызка – председатель колхоза Уркуя Салиева, член правительства республики, зверски убитая бандитами. В этом фильме необычайно интересен сплав поэзии и публицистики, острой гражданственности и черт народного эпоса.

Действие фильма разворачивается в 20-30е годы на юге Киргизии. Новая жизнь медленно пускала там ростки. Им не давали пробиться старые корни феодальных пережитков - родовые, национальные, религиозные. Организация колхозного хозяйства, которая здесь проходила позднее, чем в остальной части Киргизии, нарушила веками сложившиеся отношения.

В кишлаках еще верховодили баи, процесс коллективизации лишал их власти и богатства, и они всячески мешали установлению новых порядков. На протяжении веков женщина в этих местах считалась существом низшим. Каким же вызовом вековым предрассудкам было избрание Уркуи Салиевой председателем колхоза!

С непоколебимой стойкостью, верой в правоту своих действий проводила Уркуя новые идеи в жизнь. И было ей неимоверно трудно. Жестокой и неравной была борьба. Погибла героиня фильма, но дело, начатое ею, дало свои плоды. Буйно цветет киргизская земля, радостна и светла на ней жизнь, и во всем, куда ни глянешь, есть доля труда Уркуи.


Награды и участие в Международных кинофестивалях:

Инна Соловьева:

Музыка. Потом она обрывается, сменясь - или распавшись - на звучный шум многих и разных голосов. Меняется свет: белый день. Очень людно.

Голос - крепкий, привыкший усиливаться так, чтобы всем на площади было слышно, - выкликает имена, называет причитающееся; отзывается тот, кого назвали; подголосками звучат еще чьи-то слова (дескать, много или мало досталось, придется ли полученное ко двору). Другие голоса ведут свое - кончают обсуждать чью-то уже полученную долю или гадают, кому что еще достанется. А кто-то говорит и вовсе о другом.

Женщина с ребятами уводит к себе корову, мужчина несет на плечах дополнение к их доле - ярку; в противоположном углу площади крестьянин услышал свое имя и протискивается к центру; к себе домой, по удаляющейся вверх и в глубину выбитой улочке уходит еще кто-то. Движение в кадре, как и фонограмма, - многоголосое; единовременное и разнонаправленное, оно организует словно бы не площадь, но кубический объем экрана.

Только что прошло раскулачивание. Тех, чье имение делят между бедняками на площади, мы увидим в следующем эпизоде, и среди них старшего - Аджи-Аке. Старческая голова в легкой, совершенной седине, точеное лицо, чуть поплывшее с годами, мягкая, не по-азиатски изнеженная кожа - кожа домоседа, не имеющего ни нужды, ни охоты подставлять лицо палящему солнцу. Может быть, именно оттого, что богатство его наследственно, что под ногтями у него никогда не было земли, что сам он жилы не вытягивал, прежде чем разжиться, Аджи способен с предусмотрительной добровольностью отдать то, что все равно - нетрудно высчитать придут забирать.

А ему зато хоть не придется сидеть на одной из тех телег, чья вереница, изгибаясь, скоро протянется через всю эту, уступами подымающуюся со дна долины глинобитную деревню.

Далее...

Р. Чмонин:

Сценарий «Поклонись огню» был слаб и банален. Но идея создать зрительный образ Уркуи Салиевой, первой женщины, ставшей председателем колхоза на юге Киргизии и погибшей от рук врагов Советской власти, взяла режиссера в плен. Тридцатишестилетний Толомуш Океев. одержимый новым замыслом, стал неуравновешенным, вспыльчивым

Далее...

Т. Хлоплянкина:

Фильм Толомуша Океева «Поклонись огню» возвращает нас к началу тридцатых годов в жаркую, беспокойную, раскаленную ожесточенной классовой борьбой пору коллективизации в деревне. В центре внимания авторов первая женщина-киргизка - председатель колхоза Уркуя Салиева, член правительства республики, зверски убитая бандитами

Далее...

Т. Океев:

Ставить фильм о подлинных, реально существовавших людях, героические дела и жизнь которых уже принадлежат истории, очень почетно и очень ответственно

Далее...