Меню

"Лютый" теперь на DVD

Г. Толомушова

В Центрально-Азиатской Академии искусств состоялась презентация DVD версии фильма Толомуша Океева «Лютый» (май-2004). Проект осуществлен Фондом имени Т. Океева в рамках сохранения культурного наследия знаменитого режиссёра при поддержке Швейцарского Офиса по Сотрудничеству в Кыргызской Республике.

Инициатором проекта является Азиза Толомушевна Океева, руководитель Фонда Океева, которая активно работает над сохранением бесценного наследия своего отца. Фонд знаменитого кыргызского режиссера был создан родными, близкими, почитателями таланта режиссера, уже проведено (или принято участие в подготовке) более 7 акций памяти мастера. Мероприятия состоялись в Анкаре, Стамбуле, Москве, Бишкеке, Алматы, Нью-Йорке. Премьера «Лютого» состоялась 30 с лишним лет назад в Алматинском Доме кино в октябре 1973 года. Экранизация удивительного произведения классика казахской национальной литературы Мухтара Ауэзова принесла Окееву наибольшее международное признание: в том числе выдвижение на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм года».

Виднейший российский советский кинокритик Евгений Сурков не случайно начинал свою давнюю рецензию на фильм «Лютый» Толомуша Океева фразой, поясняющей - в чем именно и заключается разница между первоисточником и экранизацией: «в превосходном рассказе Ауэзова… люди, по сути, только упомянуты».

Действительно, они выведены на периферию общего фона повествования, потому что в его центре находится сам Коксерек. Рассказ Ауэзова – это полная драматизма история жизни волка с момента его рождения у волчьей пары до ужасного конца после схватки с псом Аккаска и смертельным вклиниванием ножа под лопатку охотником Хасеном. Итак, рассказ называется «Серый Лютый», потому что он посвящён Коксереку. Фильм же называется просто «Лютый», и, несомненно, имеется в виду не только волк, но и человек – Ахангул. У актёра Суйменкула Чокморова был особенный грим: куцая с проседью бородка, обветренное жёсткое, колючее лицо, суженные холодные глаза, и на голове постоянная войлочная шапочка, которую Ахангул никогда не снимал, лишь приподнимал «ушки», чтобы расслышать характер шумов, прорезающих тишину. Очевидно, что создатели фильма добивались не только внутреннего, но и внешнего сходства Ахангула с волком.

В Казахстане Океев в изумительном 10-летнем Камбаре Валиеве нашёл глубокого, психологически точного и искреннего исполнителя труднейшей роли Курмаша. Сурков, кстати, отмечает, что проигранная юным артистом сложнейшая гамма эмоциональных переходов – уникальна, ибо к тому времени, свидетельствовал кинокритик, подобной полноты передачи драматизма образа сверстники Валиева не достигали. Сурков также отмечал, что 10-летний Камбар смог «выстоять и победить в артистическом поединке с Чокморовым».

Когда Курмаш покидает Ахангула и скрывается в горах, он влачит полуголодное существование одинокого малолетнего отшельника. Случайно его находит Хасен (беглый политкаторжанин) и пытается отогреть, но мальчик гонит охотника. Не сразу Курмаш позволяет себе дотронуться до куска хасенова мяса, а когда, наконец, не выдержав, начинает жадно есть, низко наклонив голову, то зритель не может без содрогания смотреть на трансформировавшийся облик гордого Курмаша. Теперь – это голодный затравленный волчонок. Доброта и мудрость Хасена возвращают Курмашу веру в дружбу, человеческие отношения. Зритель понимает, что Ахангул в своё время не получил подобной поддержки, и потому стал культивировать в себе жёсткость в отношении всех посторонних.

Как Ахангул знал Курмаша с самого рождения, так и Курмаш знал Коксерека с самого рождения. Как Курмаш нянчился с крошечным волчонком, а потом и «воспитывал» его, так и Ахангул постоянно «наставлял» Курмаша на «путь истинный» сообразно его – «ахангуловскому» опыту, если хотите, школе выживания. Результат в обоих случаях выходил одинаково обратный ожидаемому: из рук доброго Курмаша вырастал лютый серый волк, а из рук злого – лютого - Ахангула вышел добрый Курмаш. Но лютого Ахангула вырастила простая добрая женщина – мать. Налицо та самая экзистенциональная дихотомия, упоминавшаяся Евгением Сурковым, исследующая столкновение животного и человеческого начал в человеке.

Мать Ахангула ближе к финалу фильма «Лютый» слепнет, становится совсем беспомощной, как малое дитя. Таким же беспомощным становится и Ахангул. После памятной разборки с байским сыном вследствие жестоких побоев он стал заметно прихрамывать. Курмаш покидает отчий дом. Когда, наконец, Ахангул разыскивает мальчика у Хасена, умоляя племянника вернуться домой, ибо «бабушка совсем плоха, и некому разжечь очаг», зритель поражается трансформации образа Ахангула: перед нами предстаёт не злой, жестокий человек, а жалкий, немощный мужичок. Возвращение Курмаша не убавило несчастий: его искусал внезапно появившийся Коксерек. Мальчика спасти от смерти мог только Хасен, но его забирают царские урядники. Вслед им смотрят вмиг состарившийся Ахангул с умирающим Курмашом на руках, и еле передвигающая ноги слепая мать Ахангула. Финал трагичен, а не мелодраматичен, как некогда писал культуролог Мурат Ауэзов. Ахангулова правда оказалась кривдой, и осознал он это очень поздно.

Вернуться наверх
Предыдущая статья Следующая статья