Меню

Дудкин - Будни старого Бакая

Д. Дудкин

«Коммунист Таджикистана», 18 мая 1967 г.

По замыслу и выполнению «Пастбище Бакая» - это необыкновенно цельное, законченное произведение, где чувства художника, его взгляд на мир выражены в стройной художественной концепции.

И самое главное, это подлинно национальное произведение киноискусства с подлинно национальными характерами, с глубоким общечеловеческим содержанием.

Постановщик фильма - Толомуш Океев - человек, страстно любящий свой народ, нашу Родину, очень талантливый художник. Он сумел с огромной силой рассказать, средствами кинематографа о своей любви и преданности народу, о простой и обыкновенной жизни людей - рассказать правдиво, глубоко, художественно.

Нелегкая была эта задача, но Океев блестяще ее решил. А решил он ее потому, что силой художественного видения совершил путешествие в страну своего детства, ощутил бережное прикосновение материнских рук, увидел родные лица, высокое небо детства и солнечную весеннюю степь, услышал топот конских табунов на пастбище Бакая... И бережно сохранив в памяти сердца все, что увидел, что узнал и почувствовал, он доверил все это экрану.

Вот почему так достоверны и жизненно убедительны образы героев картины - старого хозяина пастбища Бакая в исполнении народного артиста СССР Муратбека Рыскулова, его жены Урум, жизнь которой глубоко и правдиво показана на экране народной артисткой Киргизской ССР Алиман Жангорозовой. Нас захватывает яркое эмоциональное поведение Насретдин Дубашева в роли юного Калыка. Да и все другие образы в картине – это характеры, это живые люди.

Незабываемы картины природы - гор, долин и степей с пролетающими конскими табунами. Это как сны, увиденные в детстве и перенесенные на экран, Толомуш Океев владеет чудесным даром необычно рассказывать о самом обыкновенном, будничном, он видит и показывает поэзию повседневного.

И в самом деле, в фильме вроде бы ничего особенного не происходит. Младший сын Бакая - школьник Калык прилетает из города на каникулы к родителям, которые живут на пастбище. Отец не хочет отпускать его в город, но, в конце концов, юный Калык настаивает на своем и снова улетает в школу. Вот как будто и все. Но нет, это далеко не все. Толомуш Океев, вместе с кинодраматургом Омуркуловым, вместе с актерами и оператором Кыдыралиевым обогащает этот незатейливый сюжет таким количеством жизненных наблюдений, деталей и подробностей, что мы принимаем созданный им на экране мир, и он входит в наше сознание как часть нашего жизненного опыта.

Толомуш Океев верит в первозданную силу художественного образа и доверяет только ему свои самые сокровенные мысли и чувства. Вот почему его картина лишена схемы, дидактики, лобовых решений и прочих пережитков прошлого нашей художественной жизни.

В фильме во всей полноте и целостности представлена картина национальной жизни, нравов и обычаев народа. И сделано это любящим сыном народа, который во имя своей любви не кривит душой, а рассказывает о своем народе всю правду, как он ее видит и понимает. Он не боится показать, как Бакай хлещет плетью свою старую жену, а его сын, заступаясь за мать, поднимает руку из отца. И он же показывает потом, как отец прощает сына, потому что понимает его правоту.

На мой взгляд, образы Бакая и Урум, созданные артистами Рыскуловым и Жангорозовой, войдут в галерею образов национального киноискусства как совершенные образы актерского творчества, наряду с героем Серго Закариадзе в фильме «Отец солдата».

Превосходна изобразительная сторона фильма. Оператор Кыдыралиев в содружестве с художником Ишеновым показал Киргизию так, как ее может увидеть и показать только киргиз, с детства знающий этих людей, эти горы, эти долины и степи.

Музыка фильма неотделима от его содержания, от его изобразительной стороны.

Вернуться наверх
Предыдущая статья Следующая статья