Меню

Суйменкул Чокморов в фильме "Красное яблоко"

В. Варжапетян

«Советская Россия», 12 июля 1975г.

...Я ждал Суйменкула Чокморова в его мастерской. На мольберте стоял большой холст; он назывался «Манасчи». Старый сказитель сидит, положив, на колени сильные руки. Рядом - огромный - беркут. А вокруг – стремительный сказочный мир: сшибаются грудью разноцветные кони, срываются в пропасть; грозные, горы; женщины, замершие в ожидании; пробитый стрелами щит. А над неистовым сказочным миром, под самой рамой - горячее солнце, словно разрубленное клинком. Картина была недописана. Ее закончил другой художник - Темир, которого Суйменкул Чокморов играет в фильме «Красное яблоко», поставленном режиссером Толомущем Океевым (сценарий - Ч. Айтматова, Э. Лындиной, Т. Океева). Роль Темира непривычна для Чокморова; Но по-человечески она должна, быть ему и дорога, и близка. Ведь именно профессию художника Чокморов считает своим первым жизненным призванием. К своему дебюту - в роли Бахтыгула («Алые маки Иссык-Куля») - он пришел уже известным живописцем. Пришел и остался в кино, заслуженно завоевав признание зрителей. В новом фильме Чокморову предстояло решить интереснейшую творческую задачу - создать образ, близкий ему и в то же время не похожий на его прежних героев. Тогда по пути из мастерской к месту съемок я спросил Суйменкула, что он думает о своей новой работе. «Трудно говорить, когда работа только началась и каждый день может принести неожиданные решения», - ответил он.

Неожиданностей, действительно, было много. Вместе с опытным режиссером Толомушем Океевым над фильмом работали талантливые дебютанты - молодая актриса Киргизского театра драмы Гульсара Ажибекова, сыгравшая роль Сабиры - жены Темира, оператор Кон¬стантин Орозалиев, снявший свой первый художественный фильм, художник Джамбул Джумабаев. Неожиданным стало и то, что композитор Шандор Каллош написал музыку до начала съемок, чтобы творческая группа могла сразу найти ритм, лирическую интонацию картины. Но главное - сюжет, положенный в основу «Красного яблока». Этот фильм - о трудной любви, о нелегком возвращении человека к самому себе, к мудрости человеческой доброты и сострадания.

Виднейший российский советский кинокритик Евгений Сурков не случайно начинал свою давнюю рецензию на фильм «Лютый» Толомуша Океева фразой, поясняющей - в чем именно и заключается разница между первоисточником и экранизацией: «в превосходном рассказе Ауэзова… люди, по сути, только упомянуты».

Темир - талантливый художник, переживший в молодости сильное чувство; он полюбил Незнакомку, которая казалась ему прекрасной и недостижимой. Красное яблоко не принесло ему счастья: Незнакомка, смеясь, разделила его с другим, даже не заметив, какую боль причинила Темиру. И вот годы спустя Темир сам проходит мимо любви и боли своей жены. Отчаявшись, потеряв надежду, которая так долго помогала ей ждать, Сабира уходит. Только теперь Темир начинает понимать, как нужна ему любовь этой женщины. По-новому осмысливая свое прошлое, он по-новому воспринимает и свое настоящее.

Через все повествование проходит тема «Манаса» - в музее Темира окружают фигуры сказочных богатырей, он пишет картину «Манасчи», слушает великого сказителя Саякбая Каралаева. И это не случайно. Лучшие мастера киргизского искусства пришли к осознанию себя как современных художников через постижение национальной культуры, великого эпоса «Манас». Чокморов - тоже. И именно поэтому ему духовно близок мир Толомуша Океева. «Сниматься у него я хотел давно, - рассказывает Суйменкул, - и готов был играть любую роль в его картине, чувствуя, как близка мне его творческая индивидуальность, как и вообще все то, что заботит и тревожит Океева в его произведениях».

Итогом их первой встречи стал фильм «Поклонись огню» - прекрасный и трагический рассказ о первой киргизской женщине - председателе, колхоза Уркуе Салиевой, убитой кулаками (роль Уркуи прекрасно сыграла актриса Таттыбубу Турсунбаева; в «Красном яблоке» она создает образ Незнакомки). Совместная работа принесла удачу обоим. И вот новая встреча - «Красное яблоко». Встреча, несомненно, весьма интересная и запоминающаяся.

Вернуться наверх
Предыдущая статья Следующая статья