Меню

История одного итога

Любор Казда (Прага)

«Руде Право» – 3 ноября 1981 года.

Осень - пора созревания, время мудрости и благоразумия. Особенно период золотой осени, когда лето не совсем отдалилось, и когда ненастье не взяло власть в свои руки. Это полная блеска, силы, солнца пора. В своей киноленте "Золотая осень» кыргызский режиссер Толомуш Океев привнес в сюжет, который ему предоставил сценарий Мара Байджиева, философскую параллель между человеческим возрастом и как раз этой порой года, представив зрителям удачливого сорокалетнего репортера Мурата, которого обстоятельства неожиданно принуждают затормозить, принуждают его лично подвести итоги пройденного по жизненным дорогам и критически взглянуть на плоды того, что «созрело» за прошедшие годы.

На первый взгляд Мурат достиг немалого; после успешного пути театрального режиссера, амбициозно перешел на телевидение. И там он блистает. Причем не только благодаря своей профессиональности, во и способности располагать к себе людей. Вдобавок он вступает в любовную связь с одной из своих начальниц, и у неё всегда находит защиту. Но Мурат имеет семью: жену, которая в возрасте, с маленьким сыном Уланом на руках подготовила научную работу. У него много приятелей. Не задумываясь всерьез ни о чем, он вступает в золотую осень своей жизни со многими достигнутыми целями. Только вот неожиданно после одного неудачного репортажа оказалось, что не все то золото, что блестит. Что Мурат не живет, а функционирует, что удобно скользит по поверхности настоящей жизни, что отдалился, в сущности, от нее, что много потерял из-за своего увлечения в семье, что друзья считают его равнодушным мещанином.

«Золотая осень» - история человека, который хочет прийти в себя, который имеет ещё силу остановиться на распутье, осмотреться и двинуться по новому направлению. Толомуш Окев в своем новом фильме создал портрет современника, творческого, интеллигентного человека. Когда-то он честолюбиво открыл ворота пульсирующего современного большого города, и с ежедневным рабочим бормотанием постепенно подчинился ему, вкушая успех самообмана.

Нашему зрителю «Золотая осень» принесла очень много интересного. Она показывает, например, как динамично развивается некогда кочевой кыргызский народ. Как современная жизнь закономерно приносит качественно новые этические проблемы. И люди понимают, что новые отношения между людьми рождаются не автоматически, а постепенно, и как искренность должна порою драться с удачливым потребительским подходом к жизни. В драме Мурата значительное время отводится семейным отношениям. Ощутимое переплетение сегодняшнего дня с прошлым, а именно то, как в фильме уловлены глубокие корни народной мудрости, своеобразие кыргызского фольклора и прочная связь людей с природой.

Вернуться наверх
Предыдущая статья Следующая статья