Меню

Артюхов Олег - "Океев – Поэт экрана"

О. Артюхов

«Комсомолец Киргизии», 8 апреля, 1969 г.

«Небо нашего детства» тяготеет к эпосу. Его поэтика основана на наблюдении, на понимании значения достоверной детали, жеста, тона, состава предложения в диалоге. У Океева все построено - на атмосфере, настроении. Драматургия Океева - зиждется на множественности действия. В «Небе нашего детства» мы следим за тем, как таврят лошадей, нянчат детей, ставят юрту, взбивают кумыс, как ссорятся и мирятся люди, едят, пьют, поют, скачут на лошадях.

Все эти действия динамично, с большой экспрессией сняты оператором К. Кыдыралиевым. Особенно ему удались пейзажные панорамы с табунами лошадей - излюбленный поэтический образ, найденный еще в очерке «Это лошади». В сценах камерных, в юрте, например, кинокамера только уважительно наблюдает, фиксируя взаимоотношения героев, которые воссоздаются актерскими средствами.

Заметим, что одна из особенностей режиссерской манеры Океева - ставка на человеческую и творческую индивидуальность актеров. Они его соавторы. Ближе всего к нему, как мне кажется, Советбек Джумадылов. Актер держится на экране с той степенью жизненной достоверности, которая не дает скучать публике. В небольших эпизодах он исчерпывающе полно рассказывает зрителю об Алыме, парне простом, бесхитростном, с характером беспокойным, взрывчатым.

Океев доверил маститому мастеру Муратбеку Рыскулову роль Бакая, как «сын», считающий, что «отец» поймет его с полуслова. И Рыскулов действительно, понял режиссера, наделив Бакая мудростью стоика. Сознавая неотвратимость перемен, старый табунщик сдерживает разбушевавшегося Алыма, хотя больше его привязан к пастбищу. Если через него строят дорогу, значит, она нужна людям, значит, на то у них есть серьезные причины. Прощание с пастбищем, беркутом - вершина душевной драмы Бакая. Эмоциональная разрядка ее наступает в сцене избиения Урум, поставленной Океевым впечатляюще…

Океев - поэт кино. Это видно по отношению его к природе и музыке. Пейзажи в картине - символ цветущего мира. Он одержим мелодиями родных песен, звуками комуза.

Толомуш Океев - художник подлинно национальный. Это проявилось еще в документальной ленте «Это - лошади», своеобразной прелюдии к «Небу нашего детства». Его творчество в то же время интернационально, потому что оно обращено ко всем людям, оно взывает к их сердцу. Оно серьезно и мудро.

Вернуться наверх
Следующая статья